О Лиде постоянно тревожатся родители – такая умная девочка, неужели из нее так ничего и не выйдет? То Лида обожала математические головоломки, собирала книги с задачками и просиживала ночи на форуме в интернете, где проводятся конкурсы на их решение. А еще у нее два кота, и она знает все-все про эту породу, особенности кормления, способы чистки зубов и ухода за шерстью. Она даже завела ( и уже забросила) личный сайт с рассказами об этом. Несколько лет как она увлеклась шитьем, разгадала крой нескольких одежек от дизайнеров по фото в журнале, сама сочинила несколько костюмов, от которых ахнули подруги. При этом у нее совсем другое образование, не понадобившееся ей, и работает она на скучной и неинтересной работе секретарши в маленькой фирме по продаже красок.Взято отсюда
Родители беспокоятся за ее будущее, друзья тревожатся, что она разбрасывается и ничего не доводит до конца. Сама Лида иногда думает с тоской, что если бы она приложила силы, из нее вышел бы сейчас отличный учитель математики, и она могла бы работать в хорошей школе с интересными людьми. Или стала бы хозяйкой питомника кошек, возила бы своих красавцев на выставки, написала бы книгу про породу. А может ей нужно было продолжать шить, продавать свои работы, создать коллекцию и стать дизайнером одежды? Если бы она упорно занялась, хоть одним из этих дел – у нее уже было бы имя и успех. Но она сидит с девяти до шести в своей конторе, печатает письма, разговаривает со скучными поставщиками и пьет чай из кружки с логотипом и надписью «За успехи в работе», потому что не может выбрать, чем бы ей хотелось заниматься в конце концов.
Все мы знаем таких людей - они интересуются слишком многими, иногда абсолютно разными вещами, они начинают и бросают свои занятия после недолгого начала, они боятся заняться чем-то серьезно, потому что тогда упустят кучу других интересующих их вещей. Они не становятся специалистами, не строят карьеру. И хотя общество снисходительнее относится к увлечениям женщин, общий настрой остается знакомым: люди ценят специалистов, достигших зримого успеха в одном деле.
Однако, не все люди, меняющие множество занятий, делают это по одинаковым причинам. Психотерапевт и консультант по вопросам карьеры Барбара Шер утверждает, что делают так два совершенно разных типа людей. Она назвала их сканерами и дайверами.–
Сканеры
Сканер совершенно очарован многообразием мира вокруг, ему хочется попробовать буквально все. Его увлекают совершенно разные вещи – от цветоводства до политики, от механики до теории музыки. Сканеру кажется, что жизни мало, чтобы попробовать все, что ему интересно.
Но людям вокруг кажется, что сканер просто не может себя заставить работать и заниматься вещами глубоко. А вскоре и сам сканер начинает упрекать себя и считать, что если он не собирается посвятить чему-то жизнь, то нечего и браться за дело. Так рождаются несчастные сканеры. Они буквально запрещают себе интересоваться новым, изучать интересное и пробовать необычное. И большим облегчением для них бывает узнать, что с ними все в порядке, что просто мозги их устроены таким образом, что им нужен постоянный приток нового, что узнавать, изучать и пробовать – их призвание.
Сканеры обладают повышенной способностью учиться, они любят все новое, не страдают нерешительностью – если их увлекает что-то, они буквально ныряют в новое дело. У них очень гибкое мышление, они легко воспринимают незнакомую культуру и уважают разные типы мышления.
Из них не выйдет ученого, который всю жизнь изучает заднюю пару усиков ночной бабочки особого подвида. Сканер любит узнавать о предмете столько, чтобы иметь хорошее общее представление, понять интересные особенности, узнать как это делается в принципе, научиться- и перейти к следующему увлечению. Главное для них – позволить себе жить так, как им интересно. Жизнь никогда не перестает подкидывать интересное для сканеров, их жажда знаний, как им кажется, всегда опережает их силы или доступное им время.
Основная проблема сканеров в том, что им всегда кажется, что им не хватает времени. Чувство времени у них особенное, для сканера почти непонятно «завтра», все, что он хочет, он должен получить сейчас. Потому что ему кажется – это единственно доступное ему время.
Главное, что им нужно понять – 1)спешка не самое эффективное действие, 2) времени на самом деле больше, чем они думают.
Просто писать списки задуманных вещей для сканеров бесполезно, они только начинают нервничать сильнее.
Как же сканеру заниматься всем, чем он хочет?
Упражнение «10 жизней»Если вы сканер и внимательно обдумаете каждое дело, вы можете осознать, до какой степени вам хочется им заняться, что будет достаточным для вас результатом. Для Кати «научиться готовить», оказывается, означало «научиться печь пироги из дрожжевого теста». Для Марины «хочу заняться вязанием» – значило в глубине души «научиться вязать сложные свитера ирландским вязанием – с косами и жгутами».
Если бы у вас было 10 жизней, кем бы вы были, как бы вы их провели? Возьмите ручку и лист бумаги и запишите эти 10 ( или 20 или сколько вы хотите) жизней.
Проверьте, действительно ли это то, что бы вы искренне хотели. Сделать это просто – закройте глаза и представьте себя реально занимающейся этим – что находится вокруг, чем вы заняты, получаете ли вы удовольствие. Не все «желания» проходит проверку этим.
А теперь внимательно читайте свой список и задавайте себе вопросы:
Что бы я выбрала для текущего года?
Что после того, как закончила бы это дело?
Какое из дел можно делать по двадцать минут каждый день?
Что можно делать по выходным?
Что мне бы хотелось делать только изредка?
Когда вы понимаете, что и до какой глубины вам хочется, вам гораздо легче найти для этого время.
Вам хочется научиться рисовать? Не думайте, что этим можно будет заняться, когда у вас будет время. Купите книгу для начинающих и прямо сегодня сядьте и порисуйте 15 минут. Может вы порисуете так три месяца, а затем запишетесь на вечерние курсы. У вас есть на это время!
Сканеру нужно особое планирование. Расчертите на больших листах три года подряд, квадратами для месяцев. Посмотрите на это поле времени перед вами. Проведите цветным карандашом линию через полмесяца, через месяц или три месяца и надпишите то, чем вы планируете заняться. Некоторые занятия можно запланировать через два года. Некоторые на завтра. Но сам вид карты времени, в которую вписано то, чем вам хочется заняться, должен подействовать успокоительно на ваше постоянное чувство нехватки времени.
Если вы сканер – не принуждайте себя измениться. Сканер счастлив только тогда, когда ему позволено делать то, что его увлекает.
Дайверы
Но есть и другая группа людей. Несчастный дайвер выглядит как сканер и ведет себя как сканер, но совершенно им не является.
Дайверы любят нырять глубоко, их не удовлетворяет поверхностное знакомство. Профессиональные спортсмены, художники, ученые, музыканты очень часто являются дайверами. Чем больше дайверы углубляются в предмет, тем больше они находят там материала для изучения.
Но иногда что-то встает на пути дайвера и тогда он ведет себя как сканер – начинает и оставляет занятия, нигде не остается надолго, берется за то и за это. Но там , где сканер счастлив, где менять занятие его заставляет новое увлечение, предвкушение новой радости, дайвер ненавидит эту смену, он мучается оттого, что не может ни на чем остановиться.
Несчастному дайверу не нравится бросать начатое, но почему-то у него не получается продолжить. Он часто не занимается делами, к которым его влечет, потому что очень боится связать себя по рукам и ногам тем, что окажется совсем не его делом. Поэтому он выглядит человеком , не умеющим сфокусироваться и занимающимся случайным , неинтересным делом.
Если у вас нет физических проблем с умением сосредотачиваться, и если вы думаете, что вы несчастный дайвер, то скорее всего у вас одна из трех проблем.
№1.Дайвер, не умеющий учиться.
Иногда люди, чрезвычайно одаренные и умные, так успешно и блестяще схватывают в начале учебы материал, что у них совершенно не вырабатывается умение упорно и систематически трудиться над предметом. Те, кому учеба достается сложнее, понимают необходимость упорного и последовательного труда и знают, что за периодом непонимания и растерянности непременно придет знание и умение.
Но блестящие люди не прошли через этот период в школе. Все давалось им легко и на лету, их хвалили, но они так и не узнали, каково это работать с напряжением сил, у них отсутствует необходимая дисциплина. Поэтому в дальнейшем они пасуют там, где нужно начать прикладывать усилия. Они пугаются, что больше не будет похвал, к которым они так привыкли, что нужно делать что-то непонятное, их уверенность в себе под угрозой – и они просто меняют занятие.
Что делать:
В следующий раз, когда вы почувствуете, что не знаете, что делать дальше, чувство разочарованности и бессилия, сделайте усилие и продолжайте работать. Вам нужно сломать установившийся образец поведения, вам нужно узнать то, что знают все не такие блестящие, но трудолюбивые люди – упорный труд всегда приводит к результату. Вы перестанете бояться быть незнающим, неумеющим и научите учиться.
№2 Дайвер, гоняющийся за новизной
Когда дайвер этого типа чувствует упадок сил и плохое настроение, он вспоминает о волшебной палочке – каком-нибудь новом занятии. Он бросается заниматься этим, и новизна дает ему всплеск удовольствия, ощущение насыщенности жизни. Но как только новизна выветривается, нужно заниматься чем-то серьезно, снова подступает уныние, и дайвер ищет новой встряски. Он постоянно убегает от своей несчастности, но в результате оказывается, что убегает он и от своего счастья. Потому что никогда не испытывает чувства завершенности, чувство удовлетворения от проникновения в глубины.
Что делать:№3. Дайвер, испытывающий чувство тревоги и стыда.
Вы боитесь, что преследование одной цели лишит вас всех других удовольствий в новых вещах. Заведите себе коробку с надписью «Бюро находок». Каждый раз, когда вас отвлекает мысль о новом проекте, запишите его на полоске бумаги и опустите в эту коробку. После чего вернитесь к тому, что делали. Самое большое удовлетворение дайверу приносит доведение вещей до конца, изучение глубин. Дайте же себе почувствовать это счастье.
Этот тип дайверов начинает нервничать, когда они занимаются чем-то, интересующим их, достаточно глубоко. Им нравится предмет, но чем дальше они заходят, тем тревожнее становятся – пока не могут больше продолжать.
Причины этого коренятся в их детстве. Возможно у них были очень требовательные или манипулятивные родители, и несчастные дайверы теперь боятся угодить в ловушку и избегают инстинктивно того, к чему их тянет. Возможно их обижали и высмеивали в детстве и теперь они не могут доверять себе, не могут отдастся ничему так, чтобы это их захватило – и оказаться беззащитными, и может случиться что-то плохое.
Или они чувствуют себя очень эгоистичными всякий раз, когда делают что-то для себя. Если их близкие несчастны, дайверам кажется нечестным заниматься тем, что делает их счастливыми, им стыдно быть счастливыми. Более того, каким-то извращенным способом им кажется, что отказываясь от того, что им нравится, они облегчают жизнь своих близких, уменьшают их несчастность.
Им нужно однажды понять, что лишая себя чего-то, они не делают своих родителей счастливее и перестать это делать. Им придется расстаться с ощущением воображаемой помощи, понять, что им придется просто смириться с несчастностью родителей, с невозможностью исправить это за них и просто их жалеть, но не приносить свою несчастность им в утешение.
Что делать:
Вам нужно поверить, что вам разрешается быть счастливым прямо сейчас. Каждый раз, когда вы увлечены и внезапно подкатывает тревога, остановитесь, осознайте свои чувства, испытайте жалость к родным, жалость к себе в детстве, можете даже всплакнуть. А затем вернитесь к своему делу и продолжайте его делать.Опубликовано с разрешения http://rikki-t-tavi.livejournal.com
16 нояб. 2010 г.
Сканеры и дайверы
Потрясающую статью я нашла! И очень в кон. Мучалась в последнее время тем, что заблудилась среди своих увлечений, из которых не радует уже ни одно. И тут натыкаюсь на этот пост. Откровение! Только по всем признакам я и дайвер и сканер)))
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Ну вот, теперь я брошу все дела и буду выяснять Сканер или Дайвер, а если Дайвер, то какого типа... ))))
ОтветитьУдалитьНо, согласись, оно полезно. По крайней мере, мне, как я уже писала, прямо в кон пришлось. "И большим облегчением для них бывает узнать, что с ними все в порядке, что просто мозги их устроены таким образом..." Фух, прямо)))
ОтветитьУдалитьОчень хорошая статья!для меня очень полезная!
ОтветитьУдалитьпопала на ваш блог от Эвелины http://www.liveinternet.ru/users/3073298/blog#post141116781
Простите, что процитировала у себя без вашего разрешения, надеюсь вы не обидетесь!
:)
(*классные часы в вашем блоге!)
Я - ни в коем случае не обижусь! Очень рада, что статья показалась вам полезной, как и мне! Будем вместе надеяться, что автор rikki-t-tavi и Юлия Пряхина, у которой я перепостила, будут также рады, что их информация важна людям.
ОтветитьУдалить*спасибо)